Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитате
Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.
Жизнь образовательного учреждения, повседневная творческая деятельность педагогов школы начинается с организации методической службы. Система организации работы с педагогическими кадрами способствует повышению профессиональной компетентности учителя на современном этапе развития образования. При построении модели методической работы планируется деятельность каждого педагога в соответствии с его профессиональным потенциалом.
В последние годы происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитате
Методическую работу в школе следует рассматривать как систему. И как любая развивающаяся система, она включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
— проблемы, цели, задачи;
— действия по отбору содержания, методов, форм, средств;
— результат;
— рефлексия.
Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность внутришкольной методической работы, снижает ее эффективность.
Анализ результатов методической работы школы за прошлый учебный год , позволил сформулировать следующую проблему.
Проблема: снижение качества знаний учащихся на основной ступени образования.
Цель методической работы в школе – повысить уровень научно-методичес
Методическая тема:
Использование современных образовательных технологий на уроке (модульное обучение, проблемное обучение, метод проектов, исследовательска
Основные задачи методической работы
обеспечить условия для теоретической, психологической, методической подготовки учителей путем использования различных форм обучения;
способствовать высокому уровню готовности педагогов к инновационной деятельности в учебном процессе;
стимулировать и поощрять внедрение в практику работы современных образовательных технологий (включая ИКТ) с целью развития познавательного интереса учащихся и повышения качества знаний;
активизировать работу учителей над темами самообразования, обобщением и представлением опыта работы на различных конкурсах профессиональног
Методическая работа школы строится на следующих принципах
современности (соответствие процессам, происходящим в государстве, обществе, образовательной и социальной сферах);
согласованности (методической работы с организацией УВП);
системности (следование намеченному плану работы);
доступности;
дифференциации (обеспечение дифференцированн
индивидуализации (с учётом сильных, слабых сторон и творческих способностей личности при предоставлении методической информации);
научности (опора на достоверные научные факты, методики, концепции, технологии, формы и методы получения данных).
Приоритетные направления методической работы школы определены, исходя из результатов диагностики затруднений педагогов, необходимости создания мотивации к инновационной деятельности
организация работы по проблеме школы;
организация работы по единой методической теме;
создание условий для непрерывного совершенствовани
информационное обеспечение образовательного процесса;
стимулирование деятельности по изучению, обобщению и распространению передового опыта;
обеспечение диагностики и мониторинга хода образовательного процесса.
Формы методической работы. Все многообразие организационных форм методической работы, используемых в школе, можно представить в виде трех взаимосвязанных групп:
коллективные формы методической работы (работа по единой методической теме, конкурсы педагогического мастерства, семинары-практик
групповые формы методической работы (заседания методических объединений, творческих групп учителей, школа передового опыта, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероприятий, теоретические семинары, семинары-практик
индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, собеседования, самообразование, работа над индивидуальной методической темой).
Программа деятельности методической службы
Направления |
Содержание работы |
Формы работы |
Аналитическая деятельность |
Мониторинг информационных потребностей педагогов. Создание базы данных о педагогических работниках школы. Изучение и анализ состояния и результатов методической работы в школе, определение направлений её совершенствовани Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе. Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитате Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта. |
Анкетирование. Анализ методических материалов. Отчёт методической службы школы. |
Информационная деятельность |
Формирование банка педагогической информации (нормативно-прав Информирование педагогов о новых направлениях в развитии современного образования и о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методичес |
Мониторинг. Консультирование Семинары. Круглые столы. |
Организационно-м |
Мониторинг потребностей педагогических кадров в повышении квалификации. Мониторинг уровня профессиональной подготовки учителей. Мониторинг качества методической работы в школе. Планирование методической работы и диагностика ее состояния. Учебно-методичес Организация курсовой переподготовки. Организация дистанционного обучения учителей. Работа с педагогическими сайтами. |
Анкетирование Методический диалог Методические объединения Творческие Консультирование |
Консультативная деятельность |
Оказание консультативной помощи педагогическим работникам школы |
Презентации Анкетирование, мастер-классы |
Структурно-функц
ГБОУ СОШ с.Старый Маклауш
Школьные методические объединения.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предмет
В нашей школе работают цикловые МО:
— МО учителей гуманитарного цикла;
— МО учителей естественно-мате
— МО учителей начальных классов;
— МО классных руководителей;
и одна творческая группа.
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, из анализа результативности работы за предыдущий год.
Формы организации и проведения ШМО:
— лекция;
— теоретический семинар;
— семинар-практику
— творческая дискуссия;
— ярмарка методических идей;
— методический тренинг;
— встреча за круглым столом.
В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.
В рамках работы ШМО предусматриваютс
— моделирование урока (целиком или фрагментарно);
— разработка системы уроков по теме или курсу;
— разработка спецкурса, программы исследования по определённой теме;
— подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
— составление контрольных материалов, тестов;
— составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
-разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
— посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
— представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
— работа над темой по самообразованию;
— подготовка докладов по определённой проблеме;
— подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
— защита собственных достижений в рамках собственного исследования;
— творческий отчёт по определённой теме или в рамках единой методической темы;
— демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.
Методические объединения учителей являются ключевым звеном всей системы методической работы. Они обеспечивают выполнение работы по единой методической теме, проводят недели педагогического мастерства, внедряют в учебный процесс новые педагогические технологии, готовят мероприятия методического характера различного уровня.
В методических объединениях учителей осуществляется процесс непрерывного профессиональног
Творческие группы учителей, в отличие от методических объединений, занимаются систематизацией, обобщением и распространением передового опыта, разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы по какой-то определенной, актуальной на данный момент проблеме. Начинается работа группы с изучения литературы по этой проблеме, посещения уроков различных учителей, выработки определенных гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и принимают приемлемую форму.
Задачи МО
направлять деятельность учителей на овладение современными образовательными технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают их творческий потенциал , повышая качество обучения.
выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы методического обеспечения образовательного процесса;
учить глубоко и с пониманием использовать самоанализ педагогического процесса и формировать умение обобщать свой опыт для выявления возможного профессиональног
Учиться быть учителем – значит овладевать самоанализом своей деятельности. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, и ее основной формой является урок. Урок как форму, содержание и результат можно сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится. Огромное число педагогов-технол
Проблема урока остается острой, она требует от учителя глубокого осмысления уровня своей профессиональной компетентности, собственного опыта на основе знаний теории и практики урока в отечественной педагогике, понимания сущности урока, как технологии обучения.
Деятельность предметных МО разнообразна: проведение открытых уроков, их самоанализ и анализ, конструирование и защита конспектов уроков, деловые игры, общественные смотры и отчеты учителей, обзоры литературы, презентации идей, методические консультации руководителей по определенной теме, разработка и защита программы собственной деятельности по какому-либо вопросу и другие виды работ. Планы работы МО составляются с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, интересов учителей и задач преподавания данного предмета. По итогам каждой четверти, с целью совершенствовани
Следует отметить необходимый уровень проведения всех методический заседаний, где тщательному анализу подвергалась работа учителей по достижению базового уровня знаний учащихся по предметам. Для эффективного проведения заседаний методических объединений широко использовались возможности ИКТ.
Высшей формой коллективной методической работы является педсовет.
Взаимосвязь структурных компонентов методической системы
Чёткое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной.
на педсовете определяются стратегия и тактика развития школы;
на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;
итоги работы ШМО подводятся на методических семинарах.
Но есть у данных компонентов и обратная связь:
ШМО самостоятельно принимают решения, ставят пред администрацией поднятую проблему;
администрация выносит на педсовет.
Основная категория учителей, работающих в школе, имеет большой педагогический опыт, в основном это учителя, имеющие стаж работы свыше 20 лет. Качественный состав педагогов по уровню образования тоже меняется: в школе преподают учителя, имеющие высшее образование, сокращается число учителей, имеющих среднее специальное образование. За последние три года наблюдается рост профессиональног
Таким образом, сложившаяся в школе модель, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитате