Главная » Методическая копилка

Методическая копилка

Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.

Жизнь образовательного учреждения, повседневная творческая деятельность педагогов школы начинается с организации методической службы. Система организации работы с педагогическими кадрами способствует повышению профессиональной компетентности учителя на современном этапе развития образования. При построении модели методической работы планируется деятельность каждого педагога в соответствии с его профессиональным потенциалом.
В последние годы происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов и модернизации образования, является профессионализм учителя. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, его профессиональные ценности, убеждения, установки. Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно-методической работы в образовательном учреждении.

Методическую работу в школе следует рассматривать как систему. И как любая развивающаяся система, она включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:

— проблемы, цели, задачи;

— действия по отбору содержания, методов, форм, средств;

— результат;

— рефлексия.

Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность внутришкольной методической работы, снижает ее эффективность.

Анализ результатов методической работы школы за прошлый учебный год , позволил сформулировать следующую проблему.

Проблема: снижение качества знаний учащихся на основной ступени образования.

Цель методической работы в школе – повысить уровень научно-методической и практической подготовки учителей к осуществлению деятельности, направленной на повышение качества обучения.

Методическая тема:

Использование современных образовательных технологий на уроке (модульное обучение, проблемное обучение, метод проектов, исследовательская работа, ИКТ-технологии) как фактора повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Основные задачи методической работы

​ обеспечить условия для теоретической, психологической, методической подготовки учителей путем использования различных форм обучения;

​ способствовать высокому уровню готовности педагогов к инновационной деятельности в учебном процессе;

​ стимулировать и поощрять внедрение в практику работы современных образовательных технологий (включая ИКТ) с целью развития познавательного интереса учащихся и повышения качества знаний;

​ активизировать работу учителей над темами самообразования, обобщением и представлением опыта работы на различных конкурсах профессионального мастерства.

Методическая работа школы строится на следующих принципах

​ современности (соответствие процессам, происходящим в государстве, обществе, образовательной и социальной сферах);

​ согласованности (методической работы с организацией УВП);

​ системности (следование намеченному плану работы);

​ доступности;

​ дифференциации (обеспечение дифференцированного подхода в подготовке методических материалов для ШМО);

​ индивидуализации (с учётом сильных, слабых сторон и творческих способностей личности при предоставлении методической информации);

​ научности (опора на достоверные научные факты, методики, концепции, технологии, формы и методы получения данных).

Приоритетные направления методической работы школы определены, исходя из результатов диагностики затруднений педагогов, необходимости создания мотивации к инновационной деятельности

​ организация работы по проблеме школы;

​ организация работы по единой методической теме;

​ создание условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя;

​ информационное обеспечение образовательного процесса;

​ стимулирование деятельности по изучению, обобщению и распространению передового опыта;

​ обеспечение диагностики и мониторинга хода образовательного процесса.

Формы методической работы. Все многообразие организационных форм методической работы, используемых в школе, можно представить в виде трех взаимосвязанных групп:

коллективные формы методической работы (работа по единой методичес​кой теме, конкурсы педагогического мастерства, семинары-практикумы, научно-прак​тические конференции );

групповые формы методической работы (заседания методических объединений, твор​ческих групп учителей, школа передового опыта, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероп​риятий, теоретические семинары, семинары-практикумы);

индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, собеседования, самообразование, работа над индивидуальной методической темой).

Программа деятельности методической службы

Направления

Содержание работы

Формы работы

Аналитическая

деятельность

Мониторинг информационных потребностей педагогов. Создание базы данных о педагогических работниках школы. Изучение и анализ состояния и результатов методической работы в школе, определение направлений её совершенствования в данный период работы.

Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе. Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы в школе.

Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.

Анкетирование. Анализ методических материалов. Отчёт методической службы школы.

Информационная деятельность

Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической) Ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы, с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов из других ОУ.

Информирование педагогов о новых направлениях в развитии современного образования и о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалов и педагогических рекомендациях.

Мониторинг. Консультирование.

Семинары.

Круглые столы.

Организационно-методическая деятельность

Мониторинг потребностей педагогических кадров в повышении квалификации. Мониторинг уровня профессиональной подготовки учителей. Мониторинг качества методической работы в школе. Планирование методической работы и диагностика ее состояния. Учебно-методическое сопровождение учебного процесса. Обобщение и внедрение передового педагогического опыта.

Организация курсовой переподготовки.

Организация дистанционного обучения учителей. Работа с педагогическими сайтами.

Анкетирование

Методический диалог

Методические объединения Творческие
группы

Консультирование

Консультативная деятельность

Оказание консультативной помощи педагогическим работникам школы

Презентации
методических объединений

Анкетирование, мастер-классы

Структурно-функциональная модель методической службы

ГБОУ СОШ с.Старый Маклауш

Школьные методические объединения.

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают цикловые МО:

— МО учителей гуманитарного цикла;

— МО учителей естественно-математического цикла;

— МО учителей начальных классов;

— МО классных руководителей;

и одна творческая группа.

Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, из анализа результативности работы за предыдущий год.

Формы организации и проведения ШМО:

— лекция;

— теоретический семинар;

— семинар-практикум;

— творческая дискуссия;

— ярмарка методических идей;

— методический тренинг;

— встреча за круглым столом.

В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.

В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:

— моделирование урока (целиком или фрагментарно);

— разработка системы уроков по теме или курсу;

— разработка спецкурса, программы исследования по определённой теме;

— подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;

— составление контрольных материалов, тестов;

— составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;

-разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;

— посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;

— представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

— работа над темой по самообразованию;

— подготовка докладов по определённой проблеме;

— подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;

— защита собственных достижений в рамках собственного исследования;

— творческий отчёт по определённой теме или в рамках единой методической темы;

— демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.

Методические объединения учителей являются ключевым звеном всей системы методической работы. Они обеспечивают выполнение работы по единой методической теме, проводят недели педагогического мастерства, внедряют в учебный процесс новые педагогические технологии, готовят мероприятия методического характера различного уровня.

В методических объединениях учителей осуществляется процесс непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника. Все педагоги регулярно проводят самоанализ своей деятельности, дают открытые уроки и внеклассные мероприятия, занимаются самообразованием. Согласно плану продолжается обучение педагогов на курсах повышения квалификации

Творческие группы учителей, в отличие от методических объединений, занимаются систематизацией, обобщением и распространением передового опыта, разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы по какой-то определенной, актуальной на данный момент проблеме. Начинается работа группы с изучения литературы по этой проблеме, посещения уроков различных учителей, выработки определенных гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и принимают приемлемую форму.

Задачи МО

​ направлять деятельность учителей на овладение современными образовательными технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают их творческий потенциал , повышая качество обучения.

​ выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей, анализировать, апробировать и внедрять новые формы методического обеспечения образовательного процесса;

​ учить глубоко и с пониманием использовать самоанализ педагогического процесса и формировать умение обобщать свой опыт для выявления возможного профессионального роста педагога как пути самообразования.

Учиться быть учителем – значит овладевать самоанализом своей деятельности. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, и ее основной формой является урок. Урок как форму, содержание и результат можно сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится. Огромное число педагогов-технологов и мастеровых шлифовали этот алмаз, подвигая его к совершенству, называя новые грани алмаза инновационными педагогическими находками.
Проблема урока остается острой, она требует от учителя глубокого осмысления уровня своей профессиональной компетентности, собственного опыта на основе знаний теории и практики урока в отечественной педагогике, понимания сущности урока, как технологии обучения.

Деятельность предметных МО разнообразна: проведение открытых уроков, их самоанализ и анализ, конструирование и защита конспектов уроков, деловые игры, общественные смотры и отчеты учителей, обзоры литературы, презентации идей, методические консультации руководителей по определенной теме, разработка и защита программы собственной деятельности по какому-либо вопросу и другие виды работ. Планы работы МО составляются с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, интересов учителей и задач преподавания данного предмета. По итогам каждой четверти, с целью совершенствования УВП и выявления резервов для повышения качества образования собраны и проанализированы информационно-статистические материалы по успеваемости, качеству знаний уровня воспитанности школьников. Анализ результатов мониторинга позволяет сделать вывод, что образовательные программы освоили все учащиеся по всем предметам.
Следует отметить необходимый уровень проведения всех методический заседаний, где тщательному анализу подвергалась работа учителей по достижению базового уровня знаний учащихся по предметам. Для эффективного проведения заседаний методических объединений широко использовались возможности ИКТ.

Высшей формой коллективной методической работы является педсовет.

Взаимосвязь структурных компонентов методической системы

Чёткое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной.

​ на педсовете определяются стратегия и тактика развития школы;

​ на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;

​ итоги работы ШМО подводятся на методических семинарах.

Но есть у данных компонентов и обратная связь:

​ ШМО самостоятельно принимают решения, ставят пред администрацией поднятую проблему;

​ администрация выносит на педсовет.

Основная категория учителей, работающих в школе, имеет большой педагогический опыт, в основном это учителя, имеющие стаж работы свыше 20 лет. Качественный состав педагогов по уровню образования тоже меняется: в школе преподают учителя, имеющие высшее образование, сокращается число учителей, имеющих среднее специальное образование. За последние три года наблюдается рост профессионального уровня педагогов: возросло число учителей, имеющих высшую категорию на 30%. Профессиональный уровень педагогов повышается в результате прохождения курсовой переподготовки. 90% учителей прошли курсовую переподготовку в течение последних трёх лет в объёме 144 часов.

Таким образом, сложившаяся в школе модель, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, направленная на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных школьников, позволяет решать стратегические и тактические задачи программы развития школы.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

__________________________

Проводится опрос удовлетворенности граждан качеством образовательных услуг

__________________________

___________________________

___________________________

___________________________

____________________________

______________________________

Анкетирование для родителей (законных представителей) и обучающихся, достигших 14 лет.

______________________________

______________________________


______________________________

______________________________